При строительстве третьего транспортного кольца в г. Москве был запланирован перенос арочного пролетного строения Андреевского моста на новое место и его использование в составе пешеходного перехода между Фрунзенской набережной и Парком Горького (Ленинским проспектом). Тем самым арочное пролетное строение старого Андреевского моста сохраняется как памятник строительной архитектуры.
Работы по переносу арочного пролетного строения проводились в нашей стране впервые и представляли набор уникальных монтажных операций, охватывающих три основных этапа:
-
Снятие пролетного строения со старых опор. При этом вес пролетного строения передается на плавучие опоры (дебалластировка).
-
Транспортировка пролетного строения к новому месту в безраспорном состоянии (по балочно-консольной схеме).
-
Установка арки на новой оси с восстановлением ее исходной геометрии и распора. Опускание и передача веса с плавучих опор на новые опоры (балластировка).
Перевозка осуществлена на трех плавучих опорах по «несимметричной» схеме. Плавучие опоры представляли собой баржи-площадки с надстройками башенного типа. Грузоподъемность барж составляла 1200 тс и 3000 тс. Баржи были ориентированы вдоль реки. Транспортировка плавучей системы осуществлена шестью буксирами мощностью 200-500 л.с. Вывод плавучей системы с оси старого моста и точную наводку на ось нового вели при помощи лебедок. Расстояние транспортировки пролетного строения составило около 1,5 км.
Для контроля за напряженно-деформированным состоянием арочного пролетного строения при указанных монтажных операциях специалисты ООО «Т.К.М.» применили экспериментально-измерительный комплекс, который позволял не только быстро проводить необходимые замеры, но и оперативно их обрабатывать, сравнивать с расчетными данными, выявлять неблагоприятные или опасные изменения определенных параметров, оперативно оповещать руководителей работ о ходе монтажных операций и соответствующих отклонениях.
Измерительная система позволила контролировать деформации (напряжения) пролетного строения в наиболее нагруженных элементах арок и плавучих опор на протяжении всего периода монтажных операций. Также на всех этапах монтажа измерялась температура конструкции. На этапах снятия и установки пролетного строения измерялись вертикальные и горизонтальные перемещения узлов арок, углы поворота в опорных шарнирах.
ПРОЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ППР: ОАО «Институт Гипростроймост» (главные инженеры А.В. Бобриков и А.В. Соловьев)
ГЕНПОДРЯДЧИК РЕКОНСТРУКЦИИ: ТФ МО-18 АО "МОСТОТРЕСТ"
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ ООО «Т.К.М.»: проведение измерений и контроль напряженно-деформированного состояния арочного пролетного строения Андреевского моста при перевозке его на место
ЗАКАЗЧИК: ОАО «Гипротрансмост»
ПЕРИОД ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ: май 1999 г.